Dave Lombardo за ударной установкой

Dave Lombardo за ударной установкой
Dave Lombardo за ударной установкой

Это интересно

Уда́рная устано́вка (барабанная установкаангл. drumkit[1]) — набор барабановтарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе,блюзероке и поп-музыке.
По отдельным инструментам установки играют барабанными палочками, различными щётками и колотушками. Для игры на хай-хэте и бас-барабане используются педали, поэтому барабанщик играет, сидя на специальном стуле или табурете.
Разные жанры музыки диктуют стилистически соответствующий состав инструментов в барабанной установке.

Состав

В стандартную ударную установку входят следующие элементы:
  • Тарелки:
    • Крэш (crash) — тарелка с мощным, шипящим звуком.
    • Райд (ride) — тарелка со звонким, но коротким звуком для акцентов.
    • Хай-хэт (hi-hat) — две тарелки, установленные на одном стержне и управляемые педалью.
  • Барабаны:
    • Малый барабан (snare drum, рабочий барабан) — основной инструмент установки.
    • том-тома: высокий том-том (high tom-tom), низкий том-том (middle tom-tom) — оба в просторечии зовутся альтами, напольный том-том (или просто том, floor tom-tom).
    • Бас-барабан («бочка», bass drum).

Барабанщик играет на cocktail drum стоя.
Количество инструментов в установке различно у каждого исполнителя и егостиля. Самые минимальные установки используются в рокабилли и диксиленд джазе, а установки исполнителей прогрессивного рока, фьюжн, метала обычно включают широкий набор инструментов: барабанщики используют дополнительные тарелки (объединяются термином эффект-тарелки:[2]сплэш (splash), чайна (china) и др.) и том-томы или малые барабаны, также используются два хай-хэта[3][4].
Некоторые производители предлагают другой вариант ударной установки с 1 навесным и 2 напольными том-томами. Среди исполнителей, использующих такой вариант установки — Фил Радд (AC/DC), Тре Кул (Green DayЧад Смит(Red Hot Chili Peppers), Хена Хабеггер (Gotthard)[5] и Джон Бонэм (Led Zeppelin)[6].
В тяжёлой музыке (метал, хард-рок и т. д.) часто используется два бас-барабана или двойная педаль (т. н. «кардан») — две педали, соединенные карданным валом так, что обе колотушки бьют в один бас-барабан поочерёдно.
Существует также вариант ударной установки, предназначенный для игры стоя (так наз. cocktail drum).

Ударная установка в райдере

Silk-film.png Внешние видеофайлы
Видео с youtube
Silk-film.pngТехники собирают установку Терри Боззио

Схема установки Тейлора Хоукинса.
Условия выступления описываются в технической части райдера коллектива.
В нем описывается требования к оборудованию, в том числе тип и состав ударной установки, условия ее транспортировки, озвучивания. Иногда группа транспортирует только часть установки: малый барабан (или несколько), комплект тарелок и другиеаксессуары[7].
Состав ударной установки может быть показан на рисунке, схематично отражающем «вид сверху» на инструменты.
На сцене ударная установка обычно устанавливается в задней части сцены, за оркестром. Часто для неё сооружается отдельный подиум или платформа.
Кроме барабанщика, с ударной установкой работают также барабанные техники. Они устанавливают инструменты, следят за их настройкой, сохранностью при транспортировке и так далее[8]. Озвучивание барабанов, установкамониторов, микрофонов контролируется звукорежиссёром.

История


Барабанщик танцевального оркестра, 1935 г. Левша. Обратите внимание на тарелку у правой ноги.
Ударная установка сильно изменялась со временем и изменяется постоянно. Значимую роль в развитии играют популярные музыкальные стили, знаменитые музыканты и конструкторы, также развитие технологии производства инструментов[9].
В конце XIX века возникает джаз. Примерно в 1890-м году барабанщики Нового Орлеана начали приспосабливать свои барабаны к условиям сцены, чтобы один исполнитель мог играть на нескольких инструментах сразу. Ранние ударные установки были известны под коротким рекламным названием «trap kit». Бас-барабан этой установки пинали ногой или использовали педаль без пружины, не возвращавшуюся в исходное положение после удара, но в 1909 г. Ф. Людвиг сконструировал первую педаль бас-барабана с возвратной пружиной[10].
В 1920 г. Компания Gretsch стала производить корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева. Первые обечайки были трёхслойными, в дальнейшем эта технология была усовершенствована: в начале 1940-х компания изменила структуру и способ соединения обечаек[11], этот способ используется и сегодня.
В начале двадцатых годов был популярен «snowshoe» или чарльстон — ножная педаль, состоявшая из двух пластин размером со стопу, с прикреплёнными к ним двумя тарелками. Около 1925 года барабанщики стали использовать «low boy» или «sock» тарелки. Эти парные тарелки располагались на коротком стержне и так же управлялись ногой[12]. В 1927 году появился первый «high boys» или «high hat», позволявший исполнителю играть на нём как педалью, так и палочками, или комбинировать оба способа.[13]
В 1918 г.[14] в продаже появилась первая ударная установка Ludwig «Jazz-er-up». Установка включала в себя большой барабан 24`х8`(с колотушкой и прикрепленным вуд-блоком), малый барабан 12`х3`, и подвесную тарелку. Барабанщики начали использовать настраиваемые том-томы, стойки для установки различных инструментов. В 1931 г. Ludwig и Slingerland стали производить литую фурнитуру для барабанов. Были отобраны и развиты компоненты установки, сборка стала более качественной[15].
В 1935 г. Джин Крупа, барабанщик оркестра Бенни Гудмена, впервые начинает использовать «стандартную» установку из 4 барабанов, произведенную Slingerland. Развивалась техника игры, Джин впервые выступил как полноправный солист оркестра[12].
В 1940—1960 г. происходит новое значительное изменение — джазовые и рок-барабанщики добавляют в свою установку второй бас-барабан. Примерно в то же время произошло ещё одно событие: Чик Эванс и Ремо Белли независимо друг от друга изобрели пластиковые мембраны барабанов на замену кожаным. Новые пластики позволили более точно настраивать барабан, не были подвержены влиянию погоды, колебаниям влажности.
В 1962—1964 г. Ринго Старр в составе The Beatles выступил на американском телевидении в шоу Эда Саливана. Началась битломания. Выпуск барабанов Ludwig удвоился[13].
Следующий этап (1970—1980 г.) связан с зарождением и развитием хард-рока. Музыканты начали поиск нового звучания барабанной установки: стали использовать томы без резонансного пластика, увеличивать глубину барабана и добавлять новые барабаны в установку. Звук стал более громким, пробивающим. Стала широко развиваться технология записи ударных[16]. Появились барабанные синтезаторы, драм-машины, но они не смогли заменить живых барабанщиков[17].
Первая двойная педаль для бас-барабана была выпущена компанией Drum Workshop в 1983 г.[18] Теперь барабанщикам не обязательно использовать два бас-барабана, а достаточно поставить один и играть на нём сразу двумя педалями.
1990 г. Pearl и Tama изобретают систему крепления RIMS, при которой том крепится к стойке без просверливания дополнительного отверстия в барабане. Это позволяет избежать нежелательных вибраций и лишнего отверстия в корпусе.[19].

Размеры


Барабанная установка Sonor 1007 с тарелками Paiste 101
Размер барабанов обычно выражается в виде «диаметр x глубина», в дюймах. Например малые барабаны часто имеют размер 14 × 5.5 . Некоторые производители используют обратный порядок — «глубина × диаметр»[20], это Drum Workshop, Slingerland, Tama Drums, Premier Percussion, Pearl Drums, Pork Pie Percussion, Ludwig-Musser, Sonor, Mapex, и Yamaha Drums.
Стандартные размеры рок-установки таковы: 22" × 18" бас барабан, 12" × 9", 13" × 10" навесные томы, 16" × 16" напольный том и 14" × 5.5" малый барабан. Другая распространенная комбинация «фьюжн». Она включает 20" × 16" бас барабан, 10" × 8", 12" × 9" навесные томы, 14" × 14" напольный том и 14" × 5.5" малый барабан. В ударных установках для джаза часто отсутствует 2 навесной том.
Размеры бас-барабана также отличаются для различных стилей[21]. В джазе используются бас-барабаны небольших размеров, так как роль этого барабана в джазе — скорее расстановка акцентов, чем тяжелый бит. А для метала, хард-рока используются очень большие бас-барабаны (часто несколько) для тяжелого, резонансного тона.
Размеры тарелок также измеряются в дюймах.
Самые маленькие тарелки — сплэш (6-12 дюймов), самые большие — райд (18-24 дюйма)

Обучение игре на ударной установке[править | править вики-текст]

Игре на ударных обучаются в музыкальной школе и у частных учителей. В программу обучения может входить обучение и на других инструментах —ксилофонелитаврах, и др. Изучаются и общемузыкальные дисциплины, теория музыки.
Преподаватель учит технике игры, правильному хвату палок, игре ногами и даже правильной посадке, что объединяется понятием «постановка рук»[36]. Под руководством преподавателя ученики изучают барабанные рудименты, играют соло, обучаются чтению нот.
Не менее значимы и самостоятельные занятия музыканта — репетиции с группой, под метроном или минус. Для дальнейшего саморазвития могут быть использованы книги, видеошколы, записи концертов других барабанщиков, общение с коллегами на мастер-классах, фестивалях и т. д.

1 комментарий: